Профориентация

Целью профориентации учащихся общеобразовательной школы является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда. Особо значимой является проблема актуализации знаний учащихся о мире труда и профессий, приобретение представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях. Ориентация на профессиональный труд и выбор учащимися профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, включая информационную и консультационную работу, а также практическую деятельность по развитию склонностей и способностей учащихся. Один из компонентов содержания профессиональной ориентации в школе – анализ профессий. Для обоснованного выбора профессии учащийся должен обладать знаниями не только о своих возможностях, но и о требованиях основных классов профессий к человеку. С этой целью им анализируются все возможные виды профессий путем наблюдения и изучения. Информация о мире труда должна обеспечиваться постоянно и систематически и отражать экономические и социальные изменения в обществе. Изучение учащимися мира труда предполагает наблюдение, опрос профессионалов, ознакомление с профессиограммами, составление формулы профессии, анализ профессионально важных качеств, самостоятельную работу со справочно-информационной литературой, моделирование профессиональной деятельности и др. В настоящее время возникла потребность в новых профориентационных технологиях, основанная на индивидуальном подходе к личности учащегося, его своеобразии и таланте. В связи с этим, одним из основных требований реализации такого подхода должна быть диагностика, изучение индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося, его интересов, склонностей, способностей. Задача же состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить объем знаний о профессиях, возможностях дальнейшего образования, особенностях будущей трудовой деятельности, состоянии и перспективах развития рынка труда; познать собственные возможности и соотнести их со своим профессиональным выбором.